Когда поняли, что хотите связать жизнь с медициной?
До третьего класса мечтал стать штурманом атомной подводной лодки. Уже в четвертом видел себя только хирургом. Мои родители не были связаны с медициной, но дед по материнской линии работал фельдшером и спасал раненых во время войны. Когда нужно было выбирать профессию, решил поступать в мединститут. А уже во время обучения понял, что ближе всего именно челюстно-лицевая хирургия.
Помните, как все начиналось?
Первого пациента мне доверили в институте, во время сестринской и санитарской практики. Нужно было сделать перевязку в гнойной хирургии. Вместе с другими студентами помогал врачам, затем заменял их. А первый мой пациент именно по стоматологическому профилю поступил с переломом нижней челюсти. Мне доверили сделать шинирование. Это только подтвердило мое решение стать хирургом. Страшно не было, было лишь осознание большой ответственности.
Над какими проектами работаете сейчас в ИГМУ?
В настоящее время изучаем и практикуем лечение пациентов с тяжелой врожденной патологией челюстно-лицевой области, с травмами и посттравматическими дефектами, реабилитацию больных после онкологических заболеваний, костно-восстановительные операции, дентальную имплантацию.
Одно из исследований посвящено проблемам, возникающим после удаления зубов мудрости, а именно альвеолиту — воспалению лунки зуба. Пытаемся установить причины осложнений и разработать методы их профилактики.
Быть челюстно-лицевым хирургом— что это значит?
Помогать людям, делать их здоровыми и красивыми, нестандартно мыслить, нести ответственность. Человек не задумывается над элементарными функциями: автоматически дышит, жует и т.д. Если он травмирован или болен, врачам приходится восстанавливать эти функции. Иногда на операции уходят годы. Задача хирургов — восстановить сложную работу организма.
Как изменилась сфера медицины за 35 лет?
Произошел огромный технологический прорыв. Появилась прекрасная диагностика, можно проводить практически любые исследования. Разработаны прорывные приемы хирургического лечения заболеваний, с помощью которых удается помочь пациентам даже в очень сложных случаях. А из минусов — бюрократизация лечебного процесса.
Раньше не было такого объема ненужной документации, и это угнетает.
Изменились ли проблемы, с которыми обращаются пациенты?
Как и раньше, поступают и взрослые, и дети. Из года в год заболевания те же, только лечить их теперь удается лучше при помощи уникальных технологий.
Занимаемся лечением воспалительных процессов органов полости рта, удалением зубов, дентальной имплантацией, реконструктивной хирургией челюстно-лицевой области. В отделении ЧЛХ проводим операции после тяжелых переломов и деформаций. Большое внимание уделяем ортогнатической хирургии, лечению и коррекции зубочелюстных деформаций, прикуса.
Делаем все возможное, чтобы сделать людей здоровыми.
Есть ли среди множества операций наиболее запомнившаяся?
Каждая операция чем-то да и запоминается. Расскажу про один случай.
В клинику поступила 19-летняя девушка. Ее организм был ослаблен родами, а ситуацию усугубил неправильно прорезавшийся зуб мудрости. Началось воспаление. Отчаявшийся 20-летний отец бегал с двухнедельным младенцем на руках вокруг больницы и не мог найти себе места. Сам я на тот момент был не старше пациентки. Сейчас операция кажется обыкновенной, тогда же было совсем не просто. В итоге все закончилось замечательно. Девушку спасли.
В очередной раз ощутил, каким ответственным и важным делом занимаюсь.
Почему вы выбрали для жизни Иркутск, а не Москву или Петербург?
С Иркутском связывает долгая история. Вообще, я коренной читинец, окончил обучение на стоматологическом факультете Читинского государственного медицинского института в 198 году. Меня распределили в третье главное управление Минздрава СССР. Работал в закрытом городе Краснокаменске в стационаре челюстно-лицевого отделения, а также хирургом-стоматологом в стоматологической поликлинике.
Затем получил право на обучение в ординатуре. Была возможность поехать в любую столицу союзной республики, но выбрал именно Иркутск. Не хотел оставлять Сибирь, где все было таким родным. Вот уже больше 30 лет я живу в Иркутске. Здесь я обрел замечательных коллег и друзей. Благодарен городу за особую атмосферу, историю, людей.
Чем занимаетесь в свободное время?
Хороший отдых для меня— палаточный. Лучше всего на берегу Байкала с семьей и друзьями. Люблю Баргузинский залив, полуостров Святой Нос. Нравится путешествовать на автомобиле по Бурятии и Монголии.
Какие планы на ближайшие пару лет?
Руководить научными исследованиями на кафедре. На базе ИГМУ начинаем исследовать микробиоценозверхнечелюстных синуситов на фоне
воспалительных процессов. Часть исследований проведем в Москве, часть— в Иркутске. Планируем также анализировать состояние костной ткани у пожилых пациенток. Самое главное, что все эти работы окажутся полезными для практического здравоохранения.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Текст СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО
Фото ЕВГЕНИЙ ЧЕРНИЦКИЙ
Комментарии